Русский язык

Педагоги МПГУ провели Современную методическую школу «Русский язык в поликультурном мире» в столице Дании Копенгагене

Compressed file

С 18 по 21 ноября 2018 года в столице Дании Копенгагене была проведена Современная методическая школа «Русский язык в поликультурном мире», организованная Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Россотрудничества.

В методической школе приняли участие более 40 учителя школ русского языка выходного дня, преподаватели вузов, учителя школ Ирландии, преподаватели иных предметов на русском языке, представители СМИ Дании.

Администрация МПГУ и преподаватели Института филологии МПГУ предложили актуальные методики обучения русскому языку в мультикультурной среде, провели круглые столы, семинары, мастер-классы, тренинги, творческие лаборатории.

Открыл Школу руководитель Российского центра науки и культуры в Дании Маркарян Артем Александрович. Он пожелал плодотворной работы ее участникам и дальнейшего развития сотрудничества преподавателей русского языка в Дании и представителей научно-методических школ МПГУ.

С приветственным словом к собравшимся обратился ректор МПГУ член-корреспондент Российской академии образования доктор исторических наук профессор Лубков Алексей Владимирович, который отметил важность проведения подобных форм повышения профессиональных компетенций педагогов, учителей, преподавателей вузов. Алексей Владимирович Лубков рассказал о мощном научно-методическом потенциале Московского педагогического университета.

Круглый стол на тему «Современная парадигма обучения русскому языку и на русском языке в поликультурной среде», который провела Светлана Михайловна Колесникова, руководитель проекта «Современная методическая школа», главный научный сотрудник УНЦПИ и ППНПКМПГУ, профессор кафедры русского языка, д. фил.н., профессор, позволил обсудить современные проблемы, связанные с обучением русскому языку в контексте культуры. Живой отклик педагогов Дании на поставленные вопросы позволил очертить круг наиболее животрепещущих тем, обсуждение которых продолжалось в ходе проводимых преподавателями Института филологии МПГУ мастер-классов, тренингов, групповых и индивидуальных консультаций.

Педагоги Дании активно включались в обсуждение ведущей роли коммуникативного и лингвокультурологического подходов в обучении русскому языку как иностранному, использование которых позволяет эффективно формировать коммуникативную и социолингвистическую компетентность обучающихся.

Особый интерес у слушателей вызвали мастер-классы и интерактивные занятия А.В. Лубкова,  посвященные способам использования ресурсов кинопедагогики в современном образовании на русском языке, приемам работы с художественным и документальным кино, способам формирования идентичности личности обучающегося.

Учителя активно включались в обсуждение вопросов современного состояния русского языка, истории русского языка, а также потенциалу лингвистических задач в обучении РКИ на тренингах и мастер-классах С.М. Колесниковой.

Потенциал игровых технологий в формировании языковой, речевой, социолингвистической и коммуникативной компетенций изучающих русский язык был представлен на занятиях А.В. Григорьева, профессор кафедры общего языкознания, д. фил.н. В ходе мастер-классов датскому педагогическому сообществу были продемонстрированы приемы использования игрового контента как образовательного приложения к урокам РКИ. Показаны дидактические игры и способы их органического включения в учебный процесс как части развивающего компонента системы обучения РКИ в условиях цифровизации образовательного процесса. Был сделан акцент на использовании исторического комментирования языковых явлений для углубленного изучения русского языка одаренными детьми.

В мастер-классах и тренингах Н.А. Поповой, доцента кафедры методики преподавания литературы, к. пед. н., были освещены современные тенденции развития новейшей русской литературы, названы имена известных писателей, дана характеристика произведений и предложены способы их включения в учебный процесс. Слушатели отметили важность предоставленного материала, как для педагогической деятельности, так и для их личностного развития. На мастер-классе по библиотерапевтическим методам работы было рассказано о том, что такое библиотерапия, почему современный педагог должен быть знаком с ее азами, представлены библиотерапевтические справочники, проанализированы книги и кинофильмы. Слушатели делились личным опытом и предлагали собственные идеи по реализации библиотерапии в школе

Актуальными для педагогов Дании стали мастер-классы и тренинги Е.Ю. Бекасовой, доцента кафедры психологии, к. психол. н., посвященные психологические особенностям межличностных отношений в различных билингвальных учебных группах. Особое внимание уделено современным психологическим приемам работы с детьми-билингвами.

Аудитория эмоционально откликалась на выступления С.А. Вишнякова, зав. кафедрой русского языка как иностранного в профессиональном обучении МПГУ, д. пед. н., который обратил внимание слушателей на методологию преподавания и изучения языка в контексте психолингвистики и социолингвистики.

В ходе проведения Современной методической школы «Русский язык в поликультурном мире» московские педагоги познакомились с работой Школы русского языка при Российском центре науки и культуры в Дании, проектами по изучению русского языка через виды творческой деятельности, а также с деятельностью библиотеки и ее книжным фондом.

Неоценимую помощь, обеспечившую успешную работу Современной методической школы, оказали сотрудники Российского центра науки и культуры в Дании - Лаутссен Милла.

Итогом работы методической школы стало реальное обогащение методического арсенала педагогов, обучающих детей и взрослых русскому языку и на русском языке. Это, прежде всего, модели педагогической деятельности в области обучения русскому языку, навыки проектирования методических материалов и опыт их апробации; разработка интегрированных занятий, позволяющих обучать русскому языку в условиях «многожанровой» внеурочной и внеучебной деятельности. Педагоги получили опыт дискуссий и профессиональной коммуникации, который может послужить дальнейшему повышению квалификации.

Проведенные методические мероприятия задали вектор дальнейшего творческого и профессионального развития педагогов в условиях мультикультурного образования современной Дании.